Политическая экономия и экономикс: борьба или единство?


Львов И.Г.

Тезисы к докладу на Международной научно-практической конференции «Марксизм и современность» в НТУУ «Киевский политехнический институт» 21-22 ноября 2013 года


Борьба между двумя фундаментальными научными противоположностями - политической экономией и экономикс - ведется, так или иначе, уже полторы сотни лет. Настало, однако, время «собирать камни», т. е. пора поговорить и об их единстве. Для этого требуется взглянуть на обе названные теоретические парадигмы с немного более глубоких позиций, что позволит установить их естественную взаимосвязь и понять в итоге главное - только в единстве они в полной мере описывают саму экономическую действительность.

Для иллюстрации сказанного обратимся сначала к классической политической экономии, к которой будем относить, в том числе, и теорию К. Маркса, считая именно ее вершиной данного теоретического направления. Исходный принцип названной экономической концепции предельно кратко может быть выражен следующим образом: главным, определяющим все экономические пропорции, фактором, являются затраты абстрактного человеческого труда. Абстрактного, прежде всего, в том смысле, что при его исчислении абстрагируются от различий тех особых форм, которые принимает реальный человеческий труд в том или ином конкретном производственном процессе, и учитывают только нечто принципиально общее, характеризующее затраты самого труда вне зависимости от указанных сугубо внешних его различий.

Этим общим, определяющим единое внутреннее содержание подобных затрат, как совершенно справедливо указывает тот же Маркс, является потеря самим человеком при совершении им трудовых усилий некоторого количества своих глубинных жизненных сил, неизбежно затрачиваемых при любой физической или умственной деятельности. В данном сообщении, затрагивающем чисто экономические вопросы, мы будем считать, что в конечном счете все указанные потери сводятся к затратам собственно энергии, хотя на всякий случай специально подчеркнем, что в действительности говорить следует о так называемой свободной энергии, более точно выражающей физический смысл происходящего.

Теперь, уяснив сущность абстрактного труда, обратимся, напротив, к экономикс, где центральным пунктом исходно выступало особое понятие полезности. Если очистить его от неизбежного налета субъективности, то легко понять, что в основе полезности любого товара опять-таки лежит чисто объективное понятие энергии, которую так или иначе приобретает, на сей раз, человек при потреблении соответствующего блага. Иначе говоря, в дополнение к «классическому» понятию абстрактного труда экономикс по сути дела вводит симметричное ему понятие «абстрактного потребления», абстрактный полезный эффект от которого в конечном счете выражается в тех же самых единицах измерения, что и «классический» абстрактный труд!

В итоге соединение на данной естественной основе исходных постулатов политической экономии и экономикс как раз и позволяет легко сделать, наконец, то, что каждая из этих теорий принципиально не могла осуществить самостоятельно. А именно – осознать истинный смысл любых экономических действий вообще, состоящий в получении благодаря ним выраженного в «энергетических» единицах полезного эффекта, обязательно превышающего обусловившие его созидание «энергетические» затраты! В этом и состоит искомая суть самой экономики как таковой, естественным образом разрешающая, наконец, недоступный для каждой из обсуждаемых теорий по отдельности сакраментальный вопрос о происхождении экономической прибыли.